Принципы маркировки и обозначения низковольтных электродвигателей

Маркировка двигателя – его визитная карточка, источник важной информации. Что скрывается за ней? Предлагаем Вам познакомиться с принятыми у производителей принципами маркировки и обозначения низковольтных электродвигателей, и тогда вы всегда сможете определить основные характеристики машины.

В маркировке двигателей обязательно учитываются:
• обозначение серии (АИР, АИВ, 4А, 5А ,6А, ВА и др.);
• модификация;
• высота оси вращения, мм - 80, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 и др.;
• установочный размер по длине станины (S, М, L), или вариант длины сердечника (А, В);
• число пар полюсов 2p (2, 4, 6, 8, 10, 12 или 2/4, 8/6/4 и т.д.);
• климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150: У3, Т2 и т.д.

Также указываются:
• монтажное исполнение IM;
• степень защиты IP;
• напряжение питающей сети -380 В (220/380 В и др.);
• мощность и частота вращения электродвигателя;
• другие отличия от основного (базового) исполнения.

Помимо этого, в обозначении двигателя может использоваться сразу несколько отличительных признаков модификации и назначения.

Серия
Асинхронные двигатели выпускаются в виде стандартизированных рядов – серий, которые характеризуются общей конструкцией и сочетанием параметров (каждой высоте оси вращения соответствуют определенные значения мощности). Сейчас производятся серии асинхронных электродвигателей 5А, 5АМ, 5АМХ, 7AVER, 5АИ, АИР, 7АИ, АДМ, АИРМ, АД, и т.д., которые сменили устаревшие серии электродвигателей АО, 4А, 4АМ. Конструктивно (т.е. габаритами) они не отличаются. Благодаря этому двигатели указанных серий без проблем заменяемы друг другом в любом оборудовании, где нужен эффективный и надежный привод (например, в насосах, вентиляторах, дымососах, редукторах, станках). Основные отличия заключаются в технических характеристиках: различия в значениях КПД, коэффициента мощности и т.д.
От используемых ранее двигателей новые серии отличаются степенью защиты – IP54 или IP55, вместо применяемых ранее IP44, а также улучшенными техническими характеристиками.

Модификация
Серии состоят из двигателей основного назначения и двигателей различных модификаций, которые расширяют область использования двигателей. Наиболее распространенными модификациями двигателей являются:
• двигатели повышенного скольжения, используемые для привода механизмов и машин с большим моментом инерции, работающих при пульсирующих нагрузках (например, молоты, прессы), механизмов с частыми пусками или реверсами, тяжелыми условиями пуска (центрифуги);
• двигатели с повышенным пусковым моментом предназначены для привода механизмов с высокими статическими или динамическими моментами на валу (транспортеров, центрифуг, поршневых компрессоров, мешалок);
• двухскоростные или многоскоростные двигатели;
• двигатели встраиваемые, однофазные, с самовентиляцией, с принудительным охлаждением, с фазным ротором, и т.д.

Высота оси вращения
Габарит двигателя (или высота оси вращения) определяет размер двигателя в поперечном направлении. Для двигателей на лапах это расстояние от плоскости опоры до центра вала. Для двигателя с фланцем высота оси вращения определяет расстояние от края до центра вала (диаметр).
Высота оси вращения регламентирована ГОСТ 13267 и представлена стандартным рядом значений – 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 мм.

Установочный размер по длине станины
Установочные размеры – это расстояния между осями отверстий для установки и крепления двигателя. Принята условная длина станины – S, M, L, которая соответствует определенному габариту (высоте оси вращения) и значениям номинальной мощности в зависимости от частоты вращения. Эти соотношения определяются ГОСТ 51689-2000 в двух вариантах.
Первый вариант принят на территории Российской Федерации и некоторых стран СНГ (ГОСТ). Второй – в странах Европейского союза, соответствует нормам Европейского комитета по координации электротехнических стандартов (CENELEC, DIN или IEC).

Число полюсов
Число пар полюсов 2p показывает количество полюсов электродвигателя. По сути, количество пар полюсов 2p вместе с частотой тока сети f определяет синхронную частоту вращения электродвигателя. Связаны они соотношением nс=60∙f/2p.
Для российских сетей с частотой тока 50 Гц синхронная частота имеет значения 3000 об/мин (2p=2), 1500 об/мин (2p=4), 1000 об/мин (2p=6), 750 об/мин (2p=8), 600 об/мин (2p=10), 500 об/мин (2p=12). Ряд синхронных частот вращения установлен ГОСТ 10683-73.

Климатическое исполнение и категория размещения
Двигатели могут изготавливаются для эксплуатации в районах с разным климатом: с умеренным (У), тропическим (Т), умеренно холодным (УХЛ) и холодным (ХЛ) климатом и т.д.
Категория размещения двигателя определяет возможность его использования на улице или в помещении. Обозначаются они цифрами:
1 – для использования на открытом воздухе;
2 – для использования под навесом при отсутствии прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков;
3 – для использования в закрытых помещениях без искусственного регулирования климатических условий;
4 – для использования в закрытых помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями.
Значения климатического исполнения и категорий размещения определяются в ГОСТ 15150.

Монтажное исполнение
Двигатели имеют разную конструкцию в зависимости от вариантов монтажа и исполнения вала. Варианты исполнений двигателя указаны в соответствии с ГОСТ 2479 и обозначаются следующим образом – IM1001(1081), IM2001(2081), IM3001(3081) и т.д., где:
IM – маркировка, определяющая монтажное и конструктивное исполнение двигателя;
Первая цифра в обозначении – конструктивное исполнение двигателя:
• 1 – двигатель на лапах с подшипниковыми щитами,
• 2 – двигатель на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем на одном подшипниковом щите,
• 3 – двигатель без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном подшипниковом щите;

Вторая и третья цифры в обозначении – способ монтажа двигателя:

Конструктивное исполнение по способу монтажа Обозначение Диапазон применения по габаритам Конструктивное исполнение по способу монтажа Обозначение Диапазон применения по габаритам Конструктивное исполнение по способу монтажа Обозначение Диапазон применения по габаритам
IM1001
(IMB3) 80-315 IM2001
(IMB35)
80-315 IM3001
(IMB5) 80-180
IM1011
(IMV5) 80-250 IM2011
(IMV15) 80-250 IM3011
(IMV1) 80-250
IM1031
(IMV6) 80-250 IM2031
(IMV36) 80-250 IM3031
(IMV3) 80-250
IM1051
(IMB6) 80-250 IM2101
(IMB34) 80 IM3601
(IMB14) 80
IM1061
(IMB7) 80-250 IM2111 80 IM3611
(IMV18) 80
IM1071
(IMB8) 80-250 IM2131 80 IM3631
(IMV19) 80

Четвертая цифра в обозначении – исполнение вала двигателя:
• 0 – без вала,
• 1 – с одним цилиндрическим концом вала,
• 2 – с двумя цилиндрическими концами вала.

Степень защиты IP
Степень защиты двигателя – это стандарт, который определяет, как защиту работников от соприкосновения с движущимися или находящимися под напряжением частями двигателя, так и защиту самого двигателя от попадания в него посторонних предметов и влаги. Обозначается она латинскими буквами IP (International Protection) и двумя цифрами (например, IP54, IP55, IP23 и т.д.). Характеристики степеней защиты и их обозначения определены в ГОСТ 14254.
Первая цифра показывает степень защиты персонала от соприкосновения с движущимися или находящимися под напряжением частями двигателя, а также защиту самого двигателя от попадания в него посторонних предметов:
0 – защита отсутствует;
1 – двигатель защищен от попадания внутрь предметов размером более 50 мм или, например, руки;
2 – двигатель защищен от попадания внутрь предметов размером больше 12 мм и длиной не более 80 мм или пальца;
3 – защита от попадания внутрь предметов диаметром или толщиной больше 2,5 мм (например, проволоки);
4 – защита от попадания предметов размером больше 1 мм;
5 – двигатель защищен от попадания пыли (полностью попадание пыли не предотвращено, но внутрь двигателя не может попасть количество пыли, которое может помешать его работе);
6 – двигатель полностью защищен от попадания внутрь него пыли.

Вторая цифра показывает степень защиты двигателя от попадания внутрь него влаги:
0 – защита отсутствует;
1 –внутрь двигателя не попадут капли, падающие на двигатель вертикально сверху вниз;
2 – внутрь двигателя не попадут капли, падающие на двигатель под углом до 15⁰;
3 – защита от капель дождя, внутрь не смогут попасть капли, падающие под углом до 60⁰;
4 – двигатель защищен от брызг воды, летящих на него в различных направлениях;
5 – защита от водяных струй, т.е. внутрь двигателя не попадет вода, даже если на него попадет струя воды, например, из шланга;
6 – даже если на двигатель попадет волна воды, он не будет поврежден.

Более подробно с характеристиками двигателей можно ознакомиться в каталоге низковольтных электродвигателей.

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? СПРАШИВАЙТЕ!

Все права защищены ТОО «НПФ «АВИА» / 2016